Санкт-Петербург
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Поговорим /
Добавить в избранное
Версия для печати

Как судиться с прессой


25.04.2007

Как судиться с прессой

Честь, достоинство и деловая репутация являются нематериальными благами, право на которые защищается законом. Средства массовой информации, подчас злоупотребляя предоставленной свободой слова, наносят ущерб гражданину или организации, распространяя порочащие сведения, не соответствующие действительности. В таких случаях закон предусматривает право пострадавших лиц обратиться в суд с определенными требованиями.

Перед обращением в суд необходимо выяснить, какие сведения были распространены, поскольку не любая порочащая информация может стать предметом рассмотрения в данной категории дел.

В частности, защита предоставляется в случае распространения сведений, действительность которых можно проверить. Такими сведениями могут быть утверждения о каких-либо конкретных фактах. Оценочные же суждения, мнения, убеждения не могут являться предметом исковых требований. В данной ситуации можно использовать предоставленное законодательством право на ответ в целях обоснования несостоятельности распространенных суждений, предложив их иную оценку. СМИ обязаны предоставить возможность опубликовать или обнародовать ответ. Отказ в предоставлении такой возможности может быть обжалован в суд. Следует особо выделить форму, в которой высказываются оценочные суждения: если субъективное мнение высказывается в оскорбительной унижающей форме, то это может повлечь возложение обязанности возместить моральный вред, причиненный оскорблением.

Также стоит различать защиту чести, достоинства и деловой репутации от защиты других нематериальных благ, например, права на неприкосновенность частной жизни. Распространение любой информации о частной жизни лица без его согласия, вне зависимости от соответствия этой информации действительности или ее порочащего характера, может повлечь ответственность в виде возмещения морального вреда. Исключение составляют случаи, когда СМИ была распространена информация о частной жизни лица в целях защиты общественных интересов.

Гражданский кодекс РФ предусматривает право гражданина или организации, чьи права нарушены неправомерным посягательством на честь, достоинство или деловую репутацию, обратиться в суд с требованиями опровергнуть порочащие сведения, возместить убытки и моральный вред.

Судебная практика показывает, что каждое из этих требований является самостоятельным и может предъявляться отдельно от остальных. Так, например, не предъявляя требований об опровержении, можно обратиться в суд с требованием о возмещении убытков или морального вреда. В случае добровольного опровержения лицо не теряет право обратиться в суд с требованием возместить материальный или моральный вред, при наличии такового. Истцами будут выступать лица, которые считают, что о них распространены порочащие сведения, или их законные представители, если сведения распространены о несовершеннолетних или недееспособных. По требованию заинтересованных лиц, например, родственников или наследников, защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти. Ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения, например, редакция соответствующего СМИ.

В силу специфики описываемых нематериальных благ (чести, достоинства и деловой репутации) основным способом защиты является опровержение как официальное признание порочащих сведений не соответствующими действительности и доведение этого факта до третьих лиц. Опровержение не означает принесение извинений. Судебная практика специально обращает на это внимание и указывает, что извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации Гражданским кодексом и другими нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков принести истцам извинения в той или иной форме.

Порядок опровержения определяется судом. Проект опровержения может быть представлен истцом в исковом заявлении. Если ответчиком по делу является СМИ, то опровержение должно быть дано в том же СМИ. Если СМИ, распространившее сведения, прекратило свое существование к моменту рассмотрения спора, то суд вправе обязать ответчика за свой счет дать опровержение или оплатить публикацию ответа истца в другом СМИ.

Существует также альтернативный способ требования опровержения, когда гражданин или организация обращаются не в суд, а непосредственно в редакцию СМИ, которая в силу статьи 43 Федерального закона "О средствах массовой информации" обязана опровергнуть порочащие сведения, если не располагает доказательствами их достоверности. Порядок опровержения в данной ситуации детально расписан в законе. Так, в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Отказ в опровержении либо нарушение установленного порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд. Следует иметь в виду, что речь идет об обжаловании в суд именно отказа в опровержении. Что касается обращения в суд с требованиями об опровержении, возмещении убытков или морального вреда, то здесь не применяется годичный срок исковой давности, поскольку требование об исковой давности не распространяется на иски в защиту нематериальных благ. Обращение в редакцию СМИ – это право, а не обязанность, поэтому граждане или юридические лица имеют возможность без предварительного обращения в СМИ подавать иски о защите чести, достоинства или деловой репутации.

В случае если распространением порочащих сведений причинен материальный вред, пострадавшее лицо может потребовать соответствующего возмещения убытков, которые могут представлять собой не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, как, например, в случае отказа партнеров от заключения выгодного контракта в результате распространения информации, порочащей деловую репутацию. При этом необходимо доказать размер убытков и причинную связь между их возникновением и фактом распространения порочащих сведений.

Распространение порочащих сведений также может привести к причинению морального вреда, под которым понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Моральный вред возмещается даже в том случае, когда отсутствует вина лица, распространившего сведения. Размер компенсации определяется судом, исходя из степени страданий, перенесенных пострадавшим лицом. Несмотря на то, что моральный вред в основном возмещается физическим лицам, закон прямо предусматривает, что правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица.

Для удовлетворения иска о защите чести, достоинства и деловой репутации суду необходимо выяснить следующие обстоятельства: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При этом на истце лежит обязанность доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений. Ответчик должен привести доказательства действительности оспариваемых сведений.

Порочащий характер сведений определяется судом, исходя из доводов истца. Так, порочащей может считаться информация о нарушении лицом действующего законодательства или моральных принципов, принятых в обществе, а также информация о негативных аспектах деятельности лица, которая, в частности, может привести к умалению деловой репутации. Распространение предполагает доведение информации до третьих лиц с использованием любых средств связи. В последнее время, наряду с традиционными СМИ, все большую угрозу распространения порочащих сведений представляет такой источник, как Интернет. В таких случаях, если информация размещена в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в качестве СМИ, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к СМИ. Распространение информации в сети Интернет может также привести к ситуации, когда выявить виновное лицо нет возможности. Но это не означает, что судебная защита исключается. Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями.

Соответствие действительности подтверждается ссылками на официальные документы, устанавливающие реальность тех или иных событий, например, судебные решения, оспаривание которых осуществляется в специально предусмотренном процессуальном порядке.

Помимо указанных выше обстоятельств, суд в случае предъявления иска к СМИ определяет, нет ли оснований для освобождения от ответственности. В частности, СМИ не несут ответственности за распространение не соответствующих действительности и порочащих сведений, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях; если они получены от информационных агентств; если они содержатся в материалах пресс-служб государственных органов и организаций; если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений; если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию; если они являются дословным воспроизведением сообщений, распространенных другим СМИ. Но, как указывает судебная практика, освобождение СМИ от ответственности не может служить основанием для отказа от опубликования опровержения порочащих сведений.

В заключение хотелось бы отметить, что дела о защите чести, достоинства и деловой репутации рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если спор касается предпринимательской или иной экономической деятельности, вне зависимости от того, кто является участниками правоотношений, – юридические лица, индивидуальные предприниматели или граждане, то он подведомственен арбитражным судам. Это в основном дела о защите деловой репутации. Если спор вытекает из непредпринимательских правоотношений, то дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

А. Жуманова, Н.Зорин, Advertology.Ru.



17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год